Как не стать жертвой «эффекта ореола»

Фото:
depositphotos.com

Умение «вешать ярлыки» присуще каждому человеку. На протяжении всей жизни от нас ожидают выполнения определенных социальных ролей, опираясь на внешний вид. «Рамблер» выяснил, почему мы судим по первому впечатлению и можно ли «пробиться» через уже сформировавшееся мнение.

Встречают по одежке

Если при первой встрече с человеком у вас сложилось положительное впечатление о нем, скорее всего, в будущем вы уже не будете воспринимать его как негативную личность. Почему первое впечатление так важно для нас и как оно проявляется?
В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк обнаружил, что при оценке других мы руководствуемся восприятием отдельных черт личности — таких как внешний вид, улыбчивость, умение поддержать беседу, — и они затмевают все остальное. Психолог назвал это явление эффектом ореола или гало-эффектом. Он может быть как положительным так и отрицательным. Эффект не работает только в том случае, если вы остались довольны разговором или первой встречей со своим новым собеседником. И проявляется гало-эффект не только по отношению к личным знакомым, но также может быть направлен в сторону известных личностей, публичных людей, звезд, политиков. Плюс ко всему таким феноменом пользуются маркетинговые службы, делая упор на рекламу того или иного товара. Если вам однажды понравился определенный продукт какой-то компании, то нередко вы выдаете «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая. Это мнение может быть ошибочным.

При каких условиях возникает

  • Дефицит времени. Часто нам не хватает времени, чтобы получше приглядеться к собеседнику, поговорить на волнующие темы и задать важные вопросы. Только после долгого общения, мы можем сформировать достоверную картину.
  • Перегруженность информацией. В современном мире человек получает большое количество информации из разных источников. В то время как наш мозг не всегда успевает обрабатывать эти данные. Такой диссонанс приводит к необдуманным выводам.
  • Стереотип восприятия. Он образуется на основе возникшего представления о большой группе людей, к которой данный человек по разным параметрам принадлежит.
  • Яркая личность. Бывают ситуации, при которых какая-либо черта собеседника бросается в глаза и твердо оседает в нашей памяти. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
  • Зачем нашему мозгу этот эффект

    Если бы мы каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных впечатлений, то просто сошли бы с ума. Так что эффект ореола — наш защитный механизм. Но не стоит забывать, что при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, а значит, ограничиваем свои возможности. И тот, на кого мы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в наших глазах в придуманной нами для него роли.

    Можно ли преодолеть ореол

    Эдвард Торндайк был уверен: отключить полностью гало-эффект невозможно, но снизить его влияние и самостоятельно контролировать восприятие возможно. Если человек, которого мы наградили ореолом, для нас важен и дорог, единственное противоядие — проанализировать свое впечатление, разложить его на составляющие: выделить ведущую, ключевую для ореола черту и назвать остальные, которые ушли в нашем восприятии из-за гало-эффекта на второй план. Вы можете честно рассказать своему собеседнику о влиянии ореола на вас и постараться вместе развеять стереотипное мнение. Прямота и искренность часто обезоруживают. Подумайте о том, как бы вы хотели выглядеть в глазах других и что вы могли бы для этого сделать, оставаясь самим собой.

    Читать ещё •••

    Видео дня. Картошка, которая может отравить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *